Занятия по сенсо-моторной коррекции направлены преимущественно на развитие первого функционального блока мозга. Для любого человека он является активационной системой, которая обеспечивает правильные циклы «сон-бодрствование», поддержание работоспособности в течение дня, распределение биологических ресурсов человека между различными системами организма. Первый блок мозга можно сравнить с аккумулятором в автомобиле. даже если бак полон бензина, а в моторе 300 лошадиных сил , при разряженном аккумуляторе Вам придется идти пешком. «Завести» автомобиль может только аккумулятор. Так и у человека: только первый блок мозга запускает и активирует различные системы организма, необходимые для функционирования в повседневной жизни. Большинство проблем утомляемых детей связано с дефицитом работы данного отдела нервной системы. «Аккумулятор» не запускает в нужный момент процессы, обеспечивающие переключение на новое занятие, или концентрацию внимания, которая просто необходима для усвоения и запоминания всего нового. А когда энергии становится совсем мало, начинается импульсивное и расторможенное поведение, которое часто отражает не избыток сил, а напротив, их выраженный дефицит, в первую очередь недостаток самоконтроля и торможения автоматических реакций. Первый блок мозга является еще и своеобразным перераспределителем энергии в нервной системе. Ее экономичное использование необходимо для выполнения различных заданий максимально эффективным способом. Например, если ребенок переписывает текст, ему нужна для этого только одна рука Часто бывает так, что вместе с пишущей рукой ребенок начинает «использовать» язык, высовывая его изо рта, ноги, дергая и шевеля ими под столом. Такие содружественные действия сильно истощают ваше чадо и являются следствием дефицита работы все той же активационной системы мозга.
Подобный круг проблем встречается у часто болеющих детей, при сосудистых нарушениях, СДВГ, задержках развития. Сегодня их можно корректировать не только медикаментозно, но и с помощью специально организованных занятий. Подчеркну, что занятия в данном случае не являются заменителем лечения. Они позволяют выстроить верную последовательность развития ребенка, восполнить «пробелы» в онтогенезе. В отличие от препаративного лечения, сенсо-моторная коррекция имеет более длительный, накопительный эффект. Положительный результат достигается при регулярных занятиях в течение длительного времени. Однако достигнутый эффект как правило закрепляется и не исчезает после окончания курса занятий. Такое действие связано с тем, что в процессе сенсо-моторной коррекции мы не просто восполняем имеющийся дефицит энергии и работоспособности, но и развиваем механизмы самостоятельного поддержания работоспособности и восполнения энергии. Другими словами мы «тренируем наш внутренний аккумулятор», учим работать его правильно. Безусловно, необходимость и целесообразность прохождения моторной коррекции должен определять специалист по результатам нейропсихологической диагностики. Бывают ситуации, в которых занятия могут нанести вред или оказаться бесполезными, как в случаях эписиндрома или серьезных проблем с позвоночником.
Тем не менее, занятия по моторной коррекции помогают решить широкий спектр проблем:
• повышенная утомляемость и колебания работоспособности в течение дня, урока, выраженная сезонная истощаемость;
• гиперактивность, расторможенность, импульсивность, не связанные с личностными особенностями ребенка;
• дефицит внимания и трудности концентрации в течение длительного времени;
• плохая переключаемость между различными заданиями, длительный период вхождения при выполнении или изучении нового материала;
• недостаточное развитие схемы тела и крупной моторики, когда ребенок часто задевает за окружающие предметы, не может играть с мячом или скакалками, плохо координирует движения различными частями тела (руки и ноги, две руки, голова и ноги и т.д.)
• недостаточное развитие мелкой моторики, которое может проявляться в нежелании ребенка рисовать, лепить, недостаточном развитии письма;
• дефицит межполушарного взаимодействия, который может проявляться в недостаточном развитии пространственных функций, трудностях ориентации в координатах «лево-право», обилии синкинезий;