Часто на консультациях родителей я слышу: «Характер скверный! Лентяй! Не хочет учиться!» А давайте разберемся…. И если Вы сейчас читаете мою статью, задумайтесь над таким вопросом: «Какого положительного результата Вы хотите от своего ребенка?» Чтобы хорошо учился, не так ли? И сразу же напрашивается другой вопрос: «А как это?» В какой ситуации вы будете абсолютно довольны своим чадом? Вы хотите, чтобы он или она были круглыми отличниками? Так же успешно учились по математике, как Вы, ваши мама, папа и вся ваша семья, начиная с прадедушки, так как все они математики и академики? Или ребенок просто не справляется с элементарными требованиями школы: не может самостоятельно делать уроки, усидеть 10-15 минут за столом или, словно с английского языка, каждый раз «переводит» условие задачи в учебнике?
Наверное, каждый из родителей выберет свой ответ, а значит и единого решения этой задачи быть не может.
Часто родители уверены, что, если ребенок умный и способный, он ДОЛЖЕН иметь пятерки (и не меньше!) по все предметам. А должен ли?
Сегодня, когда так много пишется и говорится о раннем развитии способностей, гениальности и одаренности, детях индиго, мы часто забываем, что наш конкретный ребенок в первую очередь просто человек. Пусть пока маленький и достаточно хрупкий, но он отдельный, индивидуальный человечек, со своим характером, желаниями и пристрастиями. Возможно, математика его просто меньше интересует, чем изобразительное искусство или литература. И это может быть связано как с личностными чертами, потребностями, так и с физиологически особенностями формирования его познавательных процессов. Дети часто интуитивно выбирают именно ту деятельность, которая больше подходит их нервной системе, особенностям восприятия, запоминания, мышления. Кроме того, сильная мотивация и любовь, страстность будут только способствовать получению высоких результатов в любимом деле. Вся драма отцов и детей заключается в том, что ребенка можно заставить делать, но не полюбить его… Очень печально смотреть на семьи, в которых родители просто уверенны, что ребенок ЛЮБИТ математику, изо, танцы, даже когда дети отказываются ходить на занятия, часто болеют, тратят неимоверно много усилий, чтобы получить относительно хорошую оценку… Если Вы уверенны в том, что какое-то занятие нравится вашему ребенку, попробуйте ответить еще на один вопрос: «А как Вы это поняли?» Говорят ли Ваши сын или дочка с удовольствием о каком – то кружке или уроке, идут ли они туда с энтузиастом, улыбаются ли, скучают в отсутствии занятий или учителя, делятся новыми интересными знаниями? Неопределенность ответа в данном случае повод задуматься: кому же действительно нравится математика или танцы, Вам или вашему чаду? Возможно, дело тут не в лени и упрямстве, а в том, что вашему ребенку нравится что-то совсем другое, его способности могут быть иного характера, чем ваши.
А бывает и так, что лени приписывают действительно серьезные трудности. Я часто слышу претензии «Не пишет! Не делает! Не читает!» А может, потому и не читает, что для ребенка это крайне трудно? И тут необходимо разобраться почему. Если Вы регулярно видите, что ребенок не может себя остановить, сосредоточиться на задании более 10 минут, если он «не понимает» прочитанного текста задания или условия задачи, причем это происходит регулярно, это повод задуматься.
Вот перечень наиболее часто встречающихся симптомов у младших школьников, которые должны стать поводом беспокойства и похода к специалисту:
1. на письме ребенок открывает рот, высовывает язык, совершает много ненужных движений;
2. давно освоенные цифры и буквы до сих пор не помещаются в строчку, в словах ребенок часто делает пропуски букв, не дописывает окончания или меняет логии местами;
3. ребенок долго и медленно учит цифры и буквы, путает их на письме или при чтении;
4. требуется длительная зубрежка в школе и дома, чтобы запомнить таблицу умножения, сложение в пределах 100 и 1000, а после каникул все начинается «с чистого листа»;
5. учитель жалуется на невнимательность, несобранность, рассеянность ребенка; импульсивность и расторможенность;
6. ваше чадо, прочитав текст, может идеально рассказать его по памяти, но теряется, когда надо ответить на вопросы по тексту «своими словами»;
7. решая задачку, ваш ребенок совершает хаотические арифметические действия с числами, не может объяснить, что он нашел в промежуточном действии;
Если Вы замечаете что-то подобное у своего ребенка, присмотритесь, как часто такие трудности наблюдаются. Возможно, дело не в лени, а в специфических трудностях связанных с особенностями развития и усвоения школьных навыков. И в этом Вам может помочь детский невропатолог, а также нейропсихолог. Врач всегда верифицирует состояние ребенка, он может объяснить, с чем именно связаны подобные трудности, подобрать эффективное и адекватное медикаментозное лечение, посоветовать нелекарственные методы. Нейропсихолог в свою очередь сможет понять, почему именно цифры не пишутся, а чтение не автоматизируется, разработает программу развития, которая поможет Вашему ребенку стать более успешным, а кроме того может подсказать простые и эффективные способы помощи в каждом конкретной случае.