Сегодня интернет «пестрит» объявлениями о новых детских центрах и программах по подготовке к школе. Как же среди этого многообразия выбрать подходящий для вашего ребенка вариант?
На мой взгляд, описание занятий не должно начинаться с перечисления навыков, которые освоит ребенок. Ведь готовность к школе – это не умение писать, читать и считать, а способность думать и учиться. Если умственное и эмоциональное развитие ребенка соответствуют его возрасту, то проблем с усвоением письма, счета и чтения не возникнет. Поэтому задача специалиста по подготовке к школе – сначала развить способности, которые позволят быстро усвоить навык, а уже потом автоматизировать его. Именно поэтому занятия в нашем центре строятся с опорой на знания о возрастных особенностях детей и нейропсихологических основах усвоения школьных навыков.
Конечно же, успешность обучения в школе будет зависеть от сформированности мыслительных операций и речи. Например, часто бывает так, что, бегло читая, ребенок не способен ни пересказать, ни ответить на вопрос по тексту. Поэтому программа по подготовке к школе обязательно должна включать задания на сравнение, поиск закономерностей, различные виды классификаций. Также стоит обратить внимание и на развитие словаря, грамматического строя речи, умение самостоятельно строить предложения.Быстро овладеть письмом и чтением ребенку помогут упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания. Для формирования счетных операций наиболее значимым является хорошее развитие зрительного и зрительно-пространственного анализа.
Отмечу также, что слишком раннее начало обучения навыкам, без опоры на развитые по возрасту способности, часто приводит к формированию особых нарушений: дисграфии, дислексии и дискалькулии. Дети с такими трудностями очень долго автоматизируют письмо, чтение или счет. При этом ни правила, ни постоянная зубрежка не дают долгожданного результата. Они продолжают путать похожие по написанию буквы, проглатывают окончания слов, с трудом переходят через десяток при счете… Поэтому обязательным условием грамотной подготовки к школе является предварительное тестирование и определение особенностей когнитивного развития каждого ребенка, его сильных и слабых сторон.
Лучше, если ребенок занимается в группе с другими детьми, а не индивидуально с педагогом. Это позволит сформировать высокую мотивацию обучения за счет игрового и соревновательного моментов. Правила поведения и самоконтроль также лучше прививать в группе. Кроме того, данный формат больше соответствует возрастным особенностям дошкольников.
В нашем центре также открыт набор в группу подготовки к школе.